Путешествие по Закарпатью

Категория: Советы туристам » Туристические маршруты по Украине | Просмотров: 43 | Дата: 16-12-2018, 13:44



Путешествие по Закарпатью


Путешествие по Закарпатью

      Первое впечатление от путешествия по Закарпатью будет зависеть от того, какой вид транспорта вы предпочтете. Сегодня на Серебряную землю можно приехать на автомобиле, велосипеде, поезде или прилететь самолетом. Каждый выбирает для себя наиболее удобный вариант.
Если вы не торопитесь и достаточно выносливы воспользуйтесь железнодорожным транспортом – это даст вам много дополнительных впечатлений.


Путешествие по Закарпатью

КАК МОЖНО ДОБРАТЬСЯ ДО ЗАКАРПАТЬЯ


      На поезде до Закарпатья


Состояние большинства электричек еще до недавнего времени можно было смело назвать “картинками с дикого Запада” – как благодаря их внешнему виду, так и темпам передвижения. Зато существенно улучшилось качество поездов дальнего и международного сообщения. Кстати, в Закарпатье ведет наиболее протяженный железнодорожный маршрут в Украине, что объясняется географическим положением и, возможно, размеренным укладом жизни в крае. Поезд Харьков – Ужгород проводит в пути целых 33 часа. Следуя через горы вдоль поселков Славское и Сможе, все поезда преодолевают также самый длинный в Украине туннель (1747 м), сооруженный в 1887 году между станциями Бескид и Скотарское – еще два туннеля поменьше.



Автомобильный тур по закарпатью


      Вопреки определенным трудностям, связанным с качеством местных дорог, в целом в Закарпатье автотрассы лучше, чем в других регионах Украины. Рекомендуем вам путешествовать по Закарпатью на автомобиле трассой М-06. Вы многое повидаете, сэкономите время и поближе познакомитесь с достопримечательностями края. При отсутствии личного авто можно воспользоваться местным автотранспортом. Кроме привычных такси, в Закарпатье из года в год возрастает количество перевозок между городами и самыми отдаленными местностями на частных микроавтобусах.
На каждом перевале, а также у важнейших мостов и туннелей установлены пункты Полиции и пограничного контроля. Эти остатки старой советской системы в отдельных случаях вполне оправданы. Туристу следует иметь при себе документы, удостоверяющие личность.
(!) Если вы решили посетить Закарпатье зимой, обязательно поинтересуйтесь метеоситуацией на перевалах. Случается, что погодные условия делают их почти невозможными для проезда.


Путешествие по Закарпатью

ИНФОРМАЦИЯ О ДОРОГАХ ЗАКАРПАТСКОЙ ОБЛАСТИ


      Главные автомобильные дороги, соединяющие Закарпатье с остальной территорией Украины А262/Р39 — через Ужокский перевал (железная дорога и автомобильная трасса Львов — Ужгород). Путешествуя по ней, можно дополнительно осмотреть несколько интересных исторических памятников и полюбоваться красивыми горными пейзажами.
Е50/М06 (Ужгород — Мукачево — Стрый — Львов) — трасса международного статуса. Практически на всей протяженности она отвечает необходимым стандартам. Ею предпочитают пользоваться те, кому необходимо как можно скорее добраться в Закарпатье. В районе Верецкого перевала проходит железная дорога Киев — Чоп.
R03 — дорога через Яблунецкий перевал (железная и шоссейная дороги Мукачево — Тячев — Рахов — Ивано-Франковск) знаменита открывающимися замечательными видами природы. Путешествуя по этой трассе, можно остановиться на ночлег в одном из горных курортов Ивано-Франковской области. На самом Яблунецком перевале, рядом с сувенирными магазинами и комплексом отдыха «Беркут», оборудована обзорная площадка, с которой открывается живописная панорама на часть Украинских Карпат.
На западе области расположены многочисленные пункты пересечения государственной границы Украины.
Автомобильные со Словакией: Ужгород — Вижнее Немецкое, Малый Березный – Убля.
с Венгрией: Чоп – Загонь, село Дзвинковое – Лонья, Косоль – Барабаш, Лужанка – Берегшурань, Вилок – Тисабеч.
Железнодорожные
Чоп – Черна (Словакия), Чоп – Загонь (Венгрия). На украинско-румынской границе действует автомобильный и железнодорожный переезд Дяково – Гамлеу.


Путешествие по Закарпатью

ОТ ЛЬВОВА ДО УЖГОРОДА


      Традиционно в областной центр Закарпатья — Ужгород едут через крупнейший город Западной Украины — Львов. Если вы не торопитесь, стоит выбрать дорогу А-262 в направлении Ужокского перевала. По пути можно посетить живописные города Галиции — Рудки и Самбор.


Путешествие по Закарпатью

ГОРОД РУДКИ


      Город Рудки — бывший районный центр. Топоним произошел от названия грунтов специфического рыжеватого цвета. Впервые Рудки упоминаются в 1472 году. С 1645 года населенный пункт имеет статус города. В 1728 году здесь сооружен костел Вознесения Господня. Длительное время в нем находилась чудотворная икона Божьей Матери, известная еще под названием «Королева Бещад». В 1989 году были восстановлены крипты костела, где захоронены останки семьи Фредро, в частности выдающегося польского драматурга А. Фредро (1793-1876).


Путешествие по Закарпатью

ГОРОД САМБОР


      Город Самбор построен поселенцами, пришедшими на эти земли после татарского нашествия 1241 года. Кроме украинцев, в городе проживали поляки и немцы. В начале XVII века, перед походом на Москву, здесь собирался с силами Лжедмитрий I (Г. Отрепьев).
В 1788 году город получил герб, изображавший оленя с пронзенной стрелой в шеей. Самборцы всегда активно выражали свое стремление к независимости. В 1939-1941 годах, с приходом в Закарпатье советской власти, это чувство стоило жизни более 900 местным жителям.
      Но вернемся к нашему путешествию. Выехав из Самбора, сразу за городом слева от дороги можно сделать остановку на местной страусиной ферме. Через несколько километров свернем влево и, переехав по мосту речку Яблоньку, попадем в городок Старый Самбор — своеобразные ворота в Карпаты. При выезде из него находится хорошо сохранившееся еврейское кладбище с надгробиями — мацевами.
И вот уже, оставив в стороне Лавровский мужской монастырь (согласно преданиям именно в нем похоронен князь Лев Данилович), попадем в самый отдаленный районный центр Львовской области — город Турку над рекой Стрыем.



ГОРОД ТУРКА


      Город Турка граничит с Закарпатской областью. По некоторым сведениям, название города происходит от того, что в княжеские времена в этих краях водилось множество диких
туров. Первое упоминание о Турке датировано 1431 годом.
В 1730 году город получил Магдебурское право. В старину город окружали оборонительные стены, однако в XVI-XVII веках их разрушили венгерские, а затем шведские войска. Сегодня жители города Турка ведут тихий, провинциальный образ жизни, а состояние его специфической запущенности можно рассматривать как туристический бонус.
Из местных памятников истории заслуживает внимания деревянная церковь святого Николая (1700); на холме вокруг нее раскинулось старое кладбище. Храм построен в характерном бойковском стиле и прекрасно вписывается в природный ландшафт. Стоит ненадолго задержаться здесь, чтобы насладиться духовным покоем и осмотреть интерьер святыни.


Путешествие по Закарпатью

Ужокский перевал


      Ужокский перевал находится на высоте 889 м над уровнем моря и является естественной границей между Галицией и Закарпатьем. Здесь следует проявлять осторожность, так как качество дорожного покрытия местами оставляет желать лучшего.
Некогда перевал был ареной напряженных военных действий. В 1799-1800 и 1805-1806 годах, направляясь в Западную Европу, здесь проходили русские войска под командованием А. Суворова и М. Кутузова.
Во время Первой мировой войны бои с австро-венгерской армией вели солдаты русского генерала В. Плеве.
В Украинских Карпатах воевал и был взят в плен будущий лидер СФРЮ Иосип Броз Тито. На перевале установлены памятники Сечевым Стрельцам, а также советским солдатам, погибшим в ожесточенных боях с венгерской армией адмирала Миклоша Хорти.


Путешествие по Закарпатью

CЕЛО УЖОК


      Оставив позади перевал и двигаясь в сторону Ужгорода, проезжаем через село Ужок. Первое упоминание о нем датируется 1582 годом, тогда от эпидемии погибло большинство его жителей. Достопримечательностью села является деревянная бойковская церковь святого архистратига Михаила (1745). Храм выстроили мастера Павел Тонив и Иван Цыганин, о чем свидетельствует надпись над притолокой. Раньше церковь стояла на холме, однако по просьбе пожилых прихожан ее перенесли почти вровень с дорогой. Рядом возвели колокольню.



СЕЛО НЕВИЦКОЕ


      Следующее село Невицкое находится всего в 12 километрах от областного центра. Оно примечательно
развалинами сторожевого замка, Остатки укреплений видны на вершине горы (ее высота 120 м). С руин оборонительных стен открывается прекрасная панорама долины реки Уж: петляя у подножия гор, поток устремляется в направлении административного центра Закарпатского края — Ужгорода. Руины замка доступны для свободного посещения. При наличии транспорта следуем доехать до его подножия, так как пеший подъем может занять около часа.


      Примечание о Невицком замке:


В 1879 году стараниями Ужанской лесной управы близ замка были разбита липовая аллея, выстроен фонтан с естественным давлением воды и установлен памятник венгерскому садовнику Карлу Вагнеру (1830-1879). Остатки аллеи и фонтана можно осмотреть на территории прилегающего к замку санатория.
Предполагают, что первоначальный проект Невицкого замка мог выполнить мастер, воспитанный в лучших традициях галицко-волынской архитектурной школы.
      О происхождении Невицкого замка бытует несколько легенд. Самая популярная из них повествует, что его построила некая Поганая (Злая) дева. Для прочности оборонительных стен она повелела добавлять в строительный раствор молоко и яйца. Якобы от ее жестокого правления жителей освободил король Матвей (Матьяш) Корвин, а может, другой богатырь. Как бы то ни было, он не прельстился ни богатствами, ни женскими чарами и, убив деву, сжег ее тело.



НЕВИЦКИЙ ЗАМОК


      Прошлое этого места скрыто в сумраке веков. Во время археологических раскопок в культурном слое Невицкого замка были найдены разнообразная керамика, бронзовые украшения VIII—VII веков до н. э., а также монета из Иллирийской Аполлонии, датируемая II веком до н. э. Более подробные сведения об истории твердыни стали появляться только начиная с XII века. Развитие замка было связано с возрастанием роли горных перевалов и путей, ведущих через Карпаты с Востока на Запад. В то время укрепление представляло собой небольшое земляное городище, защищенное лишь валами и рвами. В марте 1241 года монголо-татары, проходя с огнем и мечом через Киевское государство и направляясь в Венгрию, разрушили среди прочих и укрепление в Невицком замке. К концу XIII века крепость частично была востановлена.



      В 1279 году венгерский король Ласло IV (1272— 1790) передал все владения комитата Унг в управление воеводе Финти. После его смерти хозяином Ужанщини и Невицкого замка стал феодал Аба Омодей. В 1311 году после его смерти другой венгерский король из французской династии Анжу — Карл Роберт решил ослабить влияние этого оппозиционно настроенного к нему рода. Однако, вопреки сильному нажиму, замок в Невицком тогда остался в руках семьи. В 1317 году Ласло, единственный из сыновей Омодея, оставшийся в живых, в очередной раз поднял восстание против властей, но потерпел поражение. Невицкий замок в конце концов взяли штурмом союзнические королю войска. Новая эпоха в жизни крепости началась в 1328 году, когда король передал его во временное, а с 1333-го года в постоянное владение Иоанну Другету. Дарственную грамоту в 1343 году подтвердил следующий монарх Лайош I Великий (1342-1382). На рубеже XIII-XIV веков на месте бывшей круглой башни выстроили новый четырехугольный донжон, а возле него — колодец глубиной 4.5 м для сбора дождевой воды.


Путешествие по Закарпатью

      Постоянные военные столкновения и особенно распространение огнестрельного оружия вынудили владельцев частично перестроить и укрепить замок. Внутренний двор, по форме напоминавший овал, окружили высокими стенами с башнями. Следующие масштабные строительные работы были проведены в последней четверти XV века. Тогда же возвели внешнюю оборонительную башню с бойницами, приспособленными для использования огнестрельного оружия. Дополнительные трудности для атакующего врага создавала выдвинутая на юг трехъярусная башня, соединенная с центральным замковым двориком двухэтажной крытой галереей. Обороноспособность усиливал деревянный мост, переброшенный через ров. Несмотря на то, что замок производит впечатление неприступной крепости, он часто переходил из рук в руки, особенно в конце XVI — в начале XVII века. Именно тогда в семье Другетов то и дело вспыхивали междоусобные распри. В 80-х годах XVI века королевские войска, выбив из замка вельможу Гашпара Другета, помогли Дьердю II завладеть твердыней. Окончательно свою роль оборонительного сооружения замок утратил в 1644 году, когда его разрушили во время очередного нападения. Крепость долгое время пустовала и даже считалась местом, где водится нечистая сила. Лишь в конце XIX века были предприняты попытки возродить старый замок к жизни. Во дворе давали спектакли и устраивали свадебные развлечения. Сегодня окраины замка являются популярным местом отдыха жителей и гостей Ужгорода.


Путешествие по Закарпатью

      Всего в Закарпатье гостям предлагается осмотреть четырнадцать исторических замков.
К сожалению, сегодня это, как правило, — лишь живописные руины. Наиболее интересны Невицкий, Мукачевский, Чинадиевский и Хустский замки — они частично или полностью сохранились. Большинство оборонительных сооружений стали утрачивать свое первоначальное значение еще в конце XVIII века, когда изменились основы военной техники, а внешние границы Австрийской империи были перенесены на территорию соседней Галиции.




Размещение на карте: